Как живет страна, которая удивляет Лукашенко

Правитель Беларуси заявил: «Что меня постоянно удивляет – что в ходе этих масштабных акций (вероятно, он оговорился, имея ввиду «санкций») за этот период Иран нисколько не снизил свой уровень развития, а, наоборот, значительно, прибавил». Давайте посмотрим, так ли это на самом деле?

Подробный разбор иранской экономики делал финансист Андрей Мовчан на Живом гвозде. «Салідарнасць» выбрала самое интересное из этой программы.

– Иран – это страна, которая невероятно похожа на Россию, –  говорит Мовчан. – Вполне возможно, что, глядя на Иран, мы видим будущее России на ближайшее десятилетие.

Аналитик напоминает, что, как и у России, у Ирана огромные запасы полезных ископаемых: нефть, газ, цинк, золото, серебро, медь, титановые руды и т.д.

Как и в России, большАя часть Ирана непригодна для жизни (только там не тайга, тундра и вечная мерзлота, а соляная пустыня).

Как и Россия, Иран – очень многонациональная страна с исторической памятью империи.

В 1975 году ВВП Ирана и Турции были равны и составляли около 50 миллиардов долларов каждый. В 1986 году за счет резкого роста цен Иран производил уже 200 миллиардов долларов. Турция к тому моменту подросла до 75 миллиардов долларов.

А Польша к 1990-му (более ранняя объективная информация отсутствует) производила только 65 миллиардов долларов ВВП.

Мовчан предлагает сравнить эти три страны на сегодняшний день. Иран (население – около 88 миллионов человек) производит 230 миллиардов долларов ВВП – 2700 долларов на душу населения. Это очень бедная страна.

По оценке иранских экономистов, в 2022 году 18,4% населения страны жили в абсолютной бедности (потребляли менее, чем на 1,9 доллара в день), а 60% – в относительной (не в состоянии поддерживать необходимые жизненные стандарты)

Турция (около 85 миллионов) производит 813 миллиардов долларов ВВП, это в три с половиной раза больше, чем Иран (при сопоставимом населении).

Польша (около 38 миллионов) производит 670 миллиардов долларов ВВП, это почти в три раза больше, чем Иран.

То есть фактически Иран с восемьдесят шестого года не вырос по ВВП при увеличении населения почти в 2 раза. Турция выросла в 11 раз при увеличении населения почти в 2 раза. А Польша выросла в 10 раз вообще без роста населения.

Турция – страна со смешанной экономикой и политикой, которая последние годы плохо себя чувствует, Польша – страна с демократической экономикой и политикой, Иран – страна с религиозной автократией.

На Иран сейчас надвигается ощутимая демографическая яма. Почему? 1979 год (исламская революция), отток населения, люди в течение длительного периода времени рожали сильно меньше.

Иран страдает от нехватки квалифицированной рабочей силы. За десять лет с начала революции страну покинуло 25% людей с высшим образованием.

В Иране всё очень дорого, потому что очень много импорта, и потому, что очень тяжело и неэффективно производятся внутри товары. Иранский экспорт – это на 70% нефть, в основном сырая.

После революции 1979 года, рассказывает финансист, те собственники предприятий, которые не бежали за границу, в основном были казнены. Предприятия были так или иначе национализированы, а потом переданы за копейки либо госчиновникам, правоверным мусульманам, либо сразу в Корпус стражей исламской революции (это ФСБ и Нацгвардия в одном флаконе). В Иране это самый большой предприниматель. Он владеет, ну, наверное, большей частью всех бизнесов в стране.

Эффективность этих бизнесов чудовищна, потому что управляются они по законам шариата, а не с точки зрения рынка и здравого смысла. Но при этом они как-то работают.

В Иране два курса риала (национальной валюты), они различаются примерно в 4-5 раз. Самый прибыльный бизнес в Иране – это быть большим чиновником, связанным с экспортными закупками, потому что ты просто получаешь иностранную валюту по официальному курсу, а потом продаешь ее на внутреннем рынке в 4-5 раз дороже. Потом покупаешь на, так сказать, остаток, сколько тебе нужно риалов, чтобы их вернуть, остальное остается тебе. Из-за этой схемы доля нереализованных экспортно-импортных контрактов в Иране порядка 70%.

В Иране 250 тысяч миллионеров (по данным ЦРУ). Огромная цифра для страны, в которой 88 миллионов человек, и такая экономика. Ну и понятно, что все эти миллионеры очень тесно связаны с государством.

– Если подвести итог, в Иране все в общем уже как в России: бюрократия (о ней даже Лукашенко в глаза вице-президенту сказал – С.), коррупция, борьба госкорпораций с частными компаниями методом посадки в тюрьму владельцев частных компаний. – подытоживает Андрей Мовчан.

Так что, попытка перенести иранский опыт на белорусскую почву не сулит нашим гражданам ничего хорошего. Но и властям в перспективе, кстати, тоже. Доцент Центра исследований стран Персидского залива Катарского университета Николай Кожанов пишет в Важных историях:

«Экономическая система, созданная в условиях сильнейшего внешнего давления, вынудила руководство страны поставить во главу угла выживание, а не рост и развитие. На протяжении десятилетий эта модель помогала достичь главную цель — обеспечить сохранение политической системы Ирана.

Но к 2023 году накопившиеся структурные проблемы и постоянное внешнее давление сделали дальнейшее существование этой экономической системы очень трудным, если вообще возможным без трансформации.

Вывод для российского (и беларусского – С.) руководства очевиден: можно превратить страну в осажденную крепость, но рано или поздно ее твердый фундамент превратится в сыпучий песок».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(45)