Американский политолог: «У руководства США нет желания полностью прекращать диалог с Лукашенко»

Профессор Университета штата Теннесси — о том, что сдерживает Соединенные Штаты в отношениях с беларусскими демсилами.  

— Это была весьма удачная поездка для беларусской оппозиции, — оценил профессор политологии Университета штата Теннесси Андрей Коробков итоги недавнего визита представителей демсил в США на Свабода Premium. — Очевидно, что Тихановская рассматривается в качестве официального представителя страны, то есть человека, который получил мандат через выборы, даже несмотря на то, что она не имеет реальной власти в стране сейчас.

По сути дела, имело место заявление американских властей о том, что они считают Светлану Тихановскую законно избранным президентом, в то время как правительство Лукашенко рассматривается в качестве незаконно удерживающего власть.

Это значительный шаг со стороны американского правительства по отношению к беларусской оппозиции.

Речь зашла даже о попытке создания специального поста посланника по делам Беларуси, который непосредственно работал бы с оппозицией в то время, как официальное посольство США в Минске фактически не функционирует.

В то же время политолог видит и причины, объясняющие, почему, де-факто считая Тихановскую президентом, США не объявят этого де-юре в данный момент.    

— Пойти так далеко, чтобы заявить, что Тихановская является легитимным президентом, а Лукашенко таковым не является, — на это США не идут. И, учитывая сложность ситуации в Украине сейчас, не пойдут.

Идет ясная политическая игра. Если посмотреть на последний санкционный список, то под ударом оказались прежде всего те, кто как-то связан с оборонной промышленностью или с российскими вооруженными силами.

Полностью разрывать отношения с Лукашенко и идти с ним на конфронтацию Соединенные Штаты не хотят. Поэтому есть определенный запас доброй воли, есть желание работать с беларусскими демсилами, но на данный момент нет желания пойти на такую официальную рокировку.

Война в Украине делает Беларусь более важной, этим можно объяснить определенную осторожность в отношении и Тихановской, и Лукашенко.

Есть очень сильное желание не допустить втягивания Беларуси в этот конфликт и, скажем, открыть страну для дальнейших военных действий со стороны России, — подчеркивает эксперт.

Не допустить прямого участия Беларуси в войне, по его мнению, и является главной целью США.

— Конечно, среди их целей и продвижение демократии в Беларуси, и возврат к свободным выборам. Но сейчас главная — не дать скатиться Беларуси к прямому конфликту с Украиной.

И эта последняя цель в определенной степени противоречит предыдущим. Поскольку из-за нее США не заинтересованы в данный момент в полном разрыве отношений с Лукашенко и хотели бы все-таки, чтобы у него была хоть какая-то свобода маневра по отношению к Москве.

Не все рассматривают Лукашенко в качестве полностью зависимого от Кремля игрока. Многие, зная его постоянные политические игры, исходят из того, что он имеет какую-то самостоятельность, даже если территория страны, по сути дела, находится под российским военным контролем.

Поэтому нельзя исключать желание оставить Лукашенко хоть какую-то свободу маневра с тем, чтобы, если он все-таки захочет, что-то отыграть назад. Есть стремление оставить дверь чуть-чуть приоткрытой, чтобы были пути для решения каких-то конкретных проблем, в том числе и таких как судьба политзаключенных.

Мы знаем, что Лукашенко — мастер создания кризисов, а потом их разрешения на основе каких-то уступок одной из сторон и взаимного компромисса.

Поэтому мы совершенно не можем исключать, что он сделает что-то еще из ряда вон, в том числе в плане новых арестов оппозиционеров или намеков на более активную роль Беларуси в войне. И в этой ситуации у руководства США — и у Госдепа, и у Белого дома — нет желания полностью прекращать с ним диалог, — отметил политолог.  

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.8(14)