Правозащитница: Псевдовыборы в Беларуси должны стать уроком для будущих поколений

Экспертка Белорусского Хельсинкского Комитета Катерина Кузнецова — о том, почему у выборов режима нет шансов быть признанными международным демократическим сообществом.

Катерина Кузнецова

Единый день голосования, назначенный беларусским режимом, еще не прошел, а правозащитники уже констатируют, что речи о свободных выборах быть не может.   

— То, зачем мы наблюдаем за выборами, немножко похоже на профилактические медицинские осмотры, — приводит метафору экспертка Белорусского Хельсинкского Комитета Катерина Кузнецова на канале Справа выбару. — Выборы — это важный этап в жизни государства, он периодический, и это та диагностическая точка, внимательно посмотрев на которую, можно определить, насколько здорово или нездорово государство.

Мы наблюдаем, в какой мере у людей есть возможность поучаствовать в управлении государством через выборы.

2020 год показал, что, когда не все хорошо, люди начинают хотеть участвовать в управлении государством. Однако сейчас, как отмечают правозащитники в многочисленных отчетах, ситуация стала намного хуже.

Свобода выражения мнения, свобода собраний — что ты можешь сказать свободно публично, какую партию или общественное объединение ты можешь организовать, можно ли выйти на митинг — все эти права действительно сегодня практически недоступны к реализации.

Именно поэтому в рамках предварительного отчета коалиция «Правозащитники за свободные выборы» уже констатирует, что мы не можем говорить о реальном политическом выборе в Беларуси.

У нас отсутствуют политические дебаты, куда нужно идти стране, каким должно быть наше будущее.

Невозможно спорить в ситуации, когда нет свободных независимых СМИ, когда из 16 осталось 4 политических партии, когда общественные объединения ликвидированы, причем даже те, которые занимались, например, развитием велосипедного движения и защитой животных.

Примечательно, что, упоминая слово «выборы» в отношении проводимой в Беларуси кампании, правозащитники помечают его звездочкой или берут в кавычки, подчеркивая, что процесс лишь формально можно назвать «выборами депутатов Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва».

— Беларусские власти не единожды получали рекомендации международных наблюдателей и правозащитников.

И действительно в последних изменениях в Избирательный кодекс часть рекомендаций, скажем прямо, наименее значимых, были учтены. В частности, поменяли кое-что, касающееся возможности регистрировать избирателей до дня голосования, досрочное голосование раньше было с обедом, а теперь без обеда.

В то же время ящики для голосования по-прежнему на ночь остаются без независимого наблюдения. В целом основная масса действительно значимых рекомендаций не выполнена. То есть наш пациент не очень хочет выздоравливать.

В идеальной картине мира, конечно, наблюдатели имеют возможность наблюдать по всей территории страны и на каждом этапе кампании. Это такое высококлассное обслуживание, как медицинский чекап организма, где ты весь в датчиках и еще с МРТ.

Мы себе такое сейчас просто не можем позволить. У нас отсутствуют оппозиционные политические партии, которые могли бы выдвигать наблюдателей, нет живого гражданского общества, которое могло бы мобилизовать людей это сделать.

Мы понимаем, что никаких наблюдателей — независимых, честных, добросовестных — нет. Отсутствие классических, имеющих имя наблюдателей, например, от ОБСЕ — еще один звоночек о том, что ситуация действительно нехорошая. Есть что прятать, — отмечает правозащитница.

Она считает, что данные псевдовыборы в Беларуси должны стать уроком для будущих поколений. 

— Для оценки ситуации мы можем ориентироваться на открытые данные и ту информацию, которую нам сообщают и будут сообщать небезразличные граждане.

Наверное, большинству людей нынешняя электоральная избирательная кампания неинтересна именно потому, что ничего живого там не обсуждается. Это не решение, как мы будем жить дальше.

Но, с точки зрения долгой истории Беларуси, важно отметить, что и как было сделано и как больше делать нельзя. И мы отмечаем такие аспекты в своих отчетах, — подчеркнула Кузнецова.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(15)