Основатель «Нового зрения»: Мы собирались вживлять слепым людям имплант, который позволял бы им видеть. Однако на этих планах можно поставить крест

Олег Ковригин — про силовой беспредел, в результате которого Беларусь лишилась современного медицинского центра.

Олег Ковригин

— Могу сказать, что история большого медицинского холдинга, который имел значительное влияние на офтальмологию в Беларуси, закончена. — заявил Олег Ковригин на DW. — Потеря денег на самом деле в этой ситуации не главное. Главное, что потеряна микрохирургия.

И что с ней будет через 5-10 лет для меня как для профессионала уже очевидно. Страдать будут обычные люди.

Медицинский центр «Новое зрение» начал работу в Беларуси в 1999 году. С тех пор полноценные клиники появились практически во всех областях страны. В них, по словам Ковригина, делали порядка 40% всех глазных операций.

Ежегодно в «Новое зрение» обращались около 100 тысяч пациентов, 30 тысячам выполнялись операций различного профиля. Кроме того, ежегодно холдинг выплачивал в бюджет до 6 млн долларов налогов.

— Когда я начинал работу в Беларуси, нормальной операцией по удалению катаракты считалась следующая: разрезать глаз на полтора сантиметра, удалить хрусталик.

При этом порой из-за недостатка шовного материала распускали капроновые колготки, стерилизовали нитки и после операции зашивали ими глаз.

Это не преувеличение, это могут подтвердить доктора. Как только мы начали работать, я привез из США первый прибор известного мирового производителя, и, обучив хирургов в Беларуси, мы сделали первую операцию по бесшовному удалению катаракты.

Это сразу помогло значительно снизить количество инвалидов по зрению, поднять офтальмологию до уровня немецкой или английской.

А популяризируя эти методы, проводя научные конференции, видеотрансляции операций, мне удалось добиться того, что высокий уровень оказания помощи в области офтальмологии стал стандартом во всех хирургических больницах Беларуси.

Мы выполняли все самые современные операции и уже дошли до того, чтобы вживлять абсолютно слепым людям имплант, который бы позволял им видеть.

Мы готовы были начать этот новый этап в Беларуси примерно в этом году. Однако на этих планах можно поставить крест.

А о качестве нашей работы говорит то, что сейчас после прекращения работы компании, нет ни одной жалобы пациента, — подчеркнул основатель «Нового зрения».

В 2023 году медцентр подвергся захвату с возбуждением различных уголовных дел. 

— Они изобретали совершенно абсурдные уголовные дела, в том числе на меня возбудили дело о хранении боеприпасов. При этом я не живу в Беларуси более 12 лет и не имею там недвижимости, — отметил Ковригин.  

По его словам, государственные органы вынуждали директора и бухгалтера центра подписывать нужные им документы, переводить деньги на счет Следственного комитета, принуждали сотрудников записывать компрометирующие видео, препятствовали работе нанятых предприятием юристов.

— Люди, напрямую связанные с СК и ДФР, неоднократно предлагали нам решить вопрос за деньги. Но позиция собственника компании и моя личная — не давать взяток.

Анализируя, мы увидели, что ситуация тупиковая, мы ничего не сможем добиться. Было принято решение о ликвидации предприятия, мы наняли компанию для осуществления этого процесса.

Но неделю назад всех сотрудников, которые занимались ликвидацией клиники, задержали. Нам известно, что людей отпустили, одного — в тот же день, еще двоих — через несколько суток, но всем запретили с нами общаться.

Учитывая эти обстоятельства, вряд ли мы найдем других ликвидаторов, желающих с нами работать.  

Однако у тех, кто все это устроил, есть свой ликвидатор — государственный. Вероятно, его и поставят. Он точно выполнит все пожелания, главное, оценит активы так, как нужно, допустим, в один миллион евро то, что стоит порядка 100 млн евро.

Как там будут работать, для меня большой вопрос. Если бы сейчас была возможность восстановить деятельность клиники до какого-то уровня, это заняло бы даже при моих возможностях несколько лет.

Из этого я делаю вывод, что речь идет просто о деньгах. Просто кто-то хочет здание и высокотехнологичное оборудование, которое сейчас невозможно ввезти в Беларусь и цены на которое очень сильно подскочили, — полагает Ковригин.  

10 февраля официально вступит в силу Акт о ликвидации компании.

— Кроме ликвидации больше с компанией никто ничего не может сделать. Все обращения и в суд, и в прокуратуру оказались тщетными, хотя мы делали все, что могли.

Однако в стране все настолько беззаконно, что все попытки оказались бессмысленными. Ведь сейчас отбирают не только медицинский бизнес, но и другой.

Учитывая мой длительный опыт юридической борьбы с этой системой, у меня ощущение, что на это получен некий карт-бланш.

Кажется, еще до 2019 года была какая-то законность, можно было пожаловаться в прокуратуру или в суд и получить адекватный ответ. Однако после событий 2020 года законность исчезла.

И теперь есть полная вседозволенность: делайте, что хотите и как хотите, нам нужен лишь результат.

Соответственно, коррумпированные органы следствия и дознания, которые нельзя назвать правоохранительными, не интересуют средства для достижения поставленных целей. Они действуют просто как бандиты, — констатирует Ковригин.

Он говорит, что в результате ликвидации медцентра сотни сотрудников остались без работы. Сейчас часть из них уехали за границу, часть собираются уезжать, некоторые устроились в другие учреждения.

— Одновременно с этим огромное количество людей потеряли доступную медицинскую помощь в сфере офтальмологии. Наверняка появится больше инвалидов по зрению.

Ранее существовала большая проблема у недоношенных новорожденных, связанная с потерей зрения — детская ретинопатия. Эту проблему мы также решали успешно.

Я всегда хотел сделать так, чтобы в Беларуси был избыток офтальмологической помощи, чтобы человек мог даже выбрать. Поверьте, те, кто у власти, имеют средства для того, чтобы прооперироваться в лучших клиниках мира.

Мы же позволяли обычным людям получать высококвалифицированную помощь, по уровню сравнимую с той, которую оказывают, например, мои коллеги в Германии, за доступные средства, — подчеркнул основатель «Нового зрения».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(35)