Ольга Токарчук: «Это как надо бояться людей, как надо понимать, что четвертый год душишь, а тебя все равно так и не полюбили»

Поникшие беларусы, мама в заложниках и постоянный страх. Экс-политзаключенная — о жизни в Беларуси сейчас и экстренном отъезде.

— Во время зачисток 23 января очень много беларусов были задержаны, — вспоминает бывшая политзаключенная Ольга Токарчук в эфире BalaganOFF. — В 7:30 к нам пришли сотрудники КГБ и забрали меня на допрос по делу INeedHelp. Продержали до вечера, составили протокол, забрали телефон и выпустили.

Однако в тот же день забрали и до сих пор держат в заложниках мою маму.

Ольга с детьми и отцом через несколько дней приняли решение уехать из Беларуси.

— Мне, отцу и детям пришлось экстренно эвакуироваться. Решение было принято буквально за один вечер. Мы узнали, что на папу тоже могут завести уголовное дело. Да и со мной непонятно, что могло бы быть. Они забрали телефоны и к чему там могли прицепиться, не известно.  

Если не сейчас, то, думаю, к выборам 2025 года они бы все равно пришли за мной, — уверена бывшая политзаключенная.

Блогерка Ольга Токарчук освободилась в июне 2022 года после более года в СИЗО и колонии.    

— Несмотря на жесткие разгоны в 2020 году, люди ходили счастливые, с надеждой в глазах, улыбались. Мы могли по глазам видеть друг друга, для этого даже не надо было доставать БЧБ-флаг.

Когда вышла из тюрьмы, я увидела совсем других людей. Все стало серым. Люди — серые, безрадостные, поникшие, без всякой надежды. Это было очень разительно.

И власти ужесточают дальше, каждый день растет количество «экстремистов» в стране, не успеваешь отслеживать, какие чаты, каналы, странички признают «экстремистскими».

Никогда не знаешь, что они придумают завтра. Это как надо бояться людей, собственный народ, как надо понимать, что ты четвертый год душишь, а тебя все равно так и не полюбили.

Я до последнего держалась, не хотела уезжать и оставлять страну ябатькам.

Но мы жили в вечном страхе, в страхе жили мои дети. Они знают, если раздается звонок в домофон или в дверь, значит, нужно быстро выключить весь звук и сидеть, как мыши.

А сам сразу бежишь на балкон смотреть, приехал ли кто-то. Это действительно жуткая нервотрепка. А после задержания 23 января я почувствовала сильную усталость. Конечно, жаль было оставлять дом, но я не одна такая, — говорит Ольга.

Накануне беларусы всего за 10 часов осуществили сбор средств для Ольги и ее семьи, объявленный BYSOL. Возможность поддержки все еще открыта.  

— Я благодарна любой помощи, потому что сейчас одна, с маленькими детьми и отцом-пенсионером. Нужно как-то устраивать быт, искать жилье, работу. Пока я в растерянности, но мне уже не так страшно, потому что хороших людей все равно больше.

Много их оказалось вокруг меня. Они потрясающие! Я в шоке от того, насколько меня помнят, как много людей меня находили, даже те, с кем я много лет не общалась. Это дорогого стоит.

Я уверена, что все было не зря, и ни разу не пожалела о том, что все так произошло, — призналась активистка.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(53)