Филин

Юлия Кот

Лузгина: «И в других государствах значительная часть населения — наемные работники, но в Беларуси этот показатель очень высокий»

Эксперт — о том, что можно понять из структуры доходов населения Беларуси.

Недавно Белстат опубликовал данные об уровне доходов населения за январь-июль 2023 года. Если верить официальной статистике, за семь месяцев реальные денежные доходы беларусов (за вычетом налогов, сборов и взносов и с учетом индекса потребительских цен) выросли на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом в структуре доходов, как и раньше, лидирует зарплата: 64,7% от общего объема. Еще 22,5% приходится на социальные выплаты из бюджета — пенсии, пособия, стипендии. Значительно меньше доля доходов от предпринимательской деятельности, а также от собственности — 8,2% и 4,6% соответственно.

Что любопытно, за последние десять лет это соотношение сохранялось, изменяясь буквально на доли процента. Из общей картины выпадает разве что 2016 год, когда зарплата составляла 61,7% от общего объема дохода, а трансферты — 24,1%, и 2013-й — тогда Белстат рапортовал о росте доходов в двухзначных числах, трансферты составляли лишь пятую часть (20,8%) в структуре доходов, зато доля доходов от предпринимательства достигала 9,7%.

О чем говорят эти цифры? Означает ли тот факт, что беларусы живут в основном на зарплату, успешность отечественной модели экономики (т.е. этой самой зарплаты в основном хватает) или же в такой стабильности мало хорошего? Эти вопросы Филин обсудил с экономистом, старшим научным сотрудником BEROC Анастасией Лузгиной.

— В данном случае мы рассматриваем в основном только один аспект — структуру, но меньше внимания обращаем на размеры, — обращает внимание экономист, — хотя как доходы меняются с течением времени, это также очень важный показатель.

Например, в этом году доходы с корректировкой на инфляцию выросли, но в прошлом году они падали.

Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем, это в основном тенденции, связанные с восстановлением уровня заработка начала 2022 года.

С другой стороны, анализ структуры доходов позволяет говорить о том, как изменяются способы и формы заработков беларусов за последние годы. Однако для  полного анализа желательно также рассматривать соотношение количества наемных работников и самозанятыхв общем объеме занятого населения.

Так, в Польше по состоянию на 2020 год около 18% мужчин 9,8% женщин в общем объеме занятых имели статус самозанятых без привлечения наемных работников. В Литве значения данных показателей составили 11% и 6,6% соответственно.

В Беларуси же доля мужчин, которые работали как самозанятые без привлечения наемных работников, равнялась в 2020 году 4,8% от занятого населения. Среди женщин данный показатель составил 2.3%. Основная часть занятых беларусов (95,6%) работали по найму.

Если вернуться к структуре доходов, то мы видим, что доля доходов от предпринимательства и доходов от собственности (включая доходы по финансовым активам, недвижимости) не только не растет, но и временами уменьшается. И  в целом остается относительно небольшой (доля доходов от предпринимательства не превышает 10%, от собственности — лишь раз за десять лет достигла 6% — Ф).

Эти цифры ожидаемы, исходя из структуры беларусской экономики и занятости, говорит эксперт: в отечественной экономике большой объем занимает госсектор или предприятия с государственным участием, на которых трудятся многие беларусы. А вот, например, самозанятых и предпринимателей традиционно немного.

— Во-первых, мелкое предпринимательство никогда не являлось государственным приоритетом, не стояло в центре той политики, которую проводили власти, — напоминает Анастасия Лузгина, — а в последнее время мы видим, наоборот, ужесточение правил работы бизнеса, в части индивидуальных предпринимателей.

Основная часть людей в Беларуси получают свои доходы в виде заработной платы либо социальных выплат. Какие-то предпринимательские инициативы, конечно, могут развиваться, — но очень постепенно, и не являются главными.

Что это значит? Что беларусы больше привыкли быть наемными работниками, нежели бизнесменами. И это в принципе нормально, отмечает эксперт:

– В других государствах значительная часть населения — наемные работники, ведь далеко не все являются или даже хотят быть предпринимателями. Но в Беларуси этот показатель, безусловно, очень высокий.

— Высокая доля зарплаты в структуре доходов показывает, насколько беларусы зависимы от государства, и случись что, «чтоб ты жил на одну зарплату» — это действительно проклятие?

— Ну, так, на мой взгляд, нельзя обобщать, — возражает эксперт. — Наемным работником ведь можно быть не только на госпредприятии, но и в частной компании. И то, что большая часть людей — наемные работники, которые трудятся на кого-то, а не сами на себя, — довольно естественно.

Экономист приводит любопытные цифры из относительно недавнего прошлого до распада СССР: в 1985 году доходы от предпринимательской деятельности в РСФСР составляли менее 3% в общем объеме, а оплата труда — 75%.

— По Беларуси, думаю, будет примерно аналогичная картинка. Таким образом, доля предпринимательских доходов возросла, но говорить о том, что она высокая и что предпринимательство распространено, мы не можем.

Большинство людей не видят в себе этих способностей, или, возможно, боятся; им нужно создавать условия, обучать, как заниматься бизнесом — начиная если не со школы, то с университета точно, хотя лучше уже в старших классах.

Что, например, делают западные университеты? Помимо преподавания важных для понимания и ведения бизнеса дисциплин, многие формируют при университетах стартап-хабы, которые впоследствии могут вырасти в успешные проекты. А в Беларуси нет на этом акцента — поэтому и в структуре доходов особых изменений не происходит.

— Судя по совещанию у Лукашенко, беларусская система образования как раз ориентируется на то, чтобы готовить не бизнесменов, а наемных работников, строго под запросы экономики.

— Более того, на том же совещании говорилось о том, что слишком много у нас маркетологов, менеджеров, — давайте будем готовить узконаправленных специалистов в определенных сферах. Хотя прозвучала и правильная мысль — нужно учитывать, насколько эти специалисты нужны.

Но запрос действительно есть: мол, будем готовить трудовые ресурсы, которые должны работать на благо беларусской экономики, заполнить тот дефицит кадров, который сейчас есть на рынке.

Плюс еще посыл о том, что студенты должны отработать, в том числе и платники.

Понятно, что отработка — значит, человек идет сразу в найм, который не предполагает дальнейшего развития в нем предпринимательских жилок. И альтернативы нет: ничего не делается, чтобы развивать альтернативные способы зарабатывания денег, а не только получения зарплаты.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(9)