«К 1 сентября приходит комиссия с проверкой жилищных условий: а есть ли письменный стол, а что у вас в холодильнике?»

Мама шестерых детей — о поддержке «социального государства», льготах и разнице в восприятии многодетных семей в Беларуси и Польше.

Режим Лукашенко продолжает в Беларуси борьбу с «пропагандой чайлд фри» и призывает беларусок рожать, видимо, рассчитывая таким образом решить накапливающиеся демографические проблемы. Мать шестерых детей Кристина Каграманян рассказала о том, помогают ли беларусские власти многодетным семьям или унижают подачками.

— То, что в Беларуси обещают — дели на два, — отметила Кристина в новом выпуске проекта «Мне тоже не нравится». — Конечно, есть семьи, в которых детей рожают для того, чтобы получить что-то от государства, а есть семьи, в которых дети рождаются, потому что родители счастливы и хотят иметь много детей, а по ходу движения поезда добавляются какие-то блага.

Кристина Каграманян

Я никогда не рассматривала обещания одного товарища из Беларуси про «двое ваших, третий мой» и так далее — он вообще не имеет к этому процессу отношения, и я не верила, что он будет помогать, в жестоком сердце не может родиться любви. Обещания Лукашенко — это все номинально: сегодня сказал, а потом сделал вид, что не говорил.

Орден у меня есть. Но к нему ничего не добавляется, и мы не на войне, чтоб с орденами ходить. Давали ли денег? Нам подарили чайник электрический. И тут важный момент: стальной. Семье, где есть маленькие дети.

Не обошла беларуска стороной и вопрос «кватэры» — согласно распространенному мнению, в Беларуси многодетные семьи получают жилье чуть ли не бесплатно.

— Это важно, и это правда. Из-за этого было очень много ненависти от немногодетных, мол, понарожали ради квартиры». Спрашиваешь: а кто же вам мешал «понарожать», слышишь в ответ: мы не такие.

У меня было уже четверо детей на тот момент (один из них с инвалидностью), я поменяла 17 съемных квартир — и тут вышел указ, что семьи с тремя и более детьми могут получить квартиру.

Да, нам дали социальное жилье, четырехкомнатную квартиру, но платили мы за коммунальные услуги, за газ и свет, безо всяких льгот — по полной программе. И распоряжаться этой квартирой ты никак не можешь, это чемодан без ручки: ни сдать, ни продать, это просто помещение, в котором ты живешь со своей семьей.

Впрочем, беларусскому государству ничто не мешает одной рукой «раздавать плюшки» многодетным семьям, а другой — преследовать нелояльных.

Вспомним: наличие 5 детей никак не повлияло на приговор многодетной маме Ольге Золотарь — она политзаключенная, приговоренная к 4 годам колонии за «активную протестную деятельность»; отцу четверых детей. Активисту Дмитрию Дашкевичу не только не сократили срок, но и вынесли еще один приговор за «злостное неповиновение» администрации колонии… И это очень ярко показывает реальную стоимость беларусских «наград» и поддержки в адрес многодетных семей.

При этом в беларусском обществе как раз «благодаря» господдержке и заявленным льготам для многодетных, считает Кристина Каграманян, сложилось четкое разделение и неприятие между семьями с одним-двумя детьми и теми, где детей трое и больше.

— В Беларуси, если присмотреться, немало многодетных семей, практически в каждом классе. И один раз за то, что я не сдала на туалетную бумагу (а у нас, вы ведь помните, на все надо «скидываться» — в каждом классе и каждой группе детсада, куда ходят твои дети, да еще ремонты везде за счет родителей), а написала в чате: не буду сдавать деньги, дам детям свою бумагу, свое мыло, пусть с ними ходят, — обозвали «свиноматкой», из-за которой остальные платят большие налоги.

Но я ведь такая же гражданка Беларуси, так же работаю и плачу налоги, помощи у вас не прошу — что вы за люди?

Сравнивая отношение к многодетным в Беларуси и в Польше, где сегодня живет семья, Кристина Каграманян подчеркнула, что европейцам в голову не приходит унижать многодетную женщину и вообще относиться к ней как-то «не так».

— Для многодетных есть «карта дужей родины», дающая скидки в некоторых магазинах, но я за почти три года ни разу ей ни воспользовалась, — говорит беларуска. — Специальных каких-то преференций для многодетных нет. Квартиру тебе за это не дадут, летать на самолете ты не будешь, просто будешь больше работать.

Поддержка многодетных в европейских странах распространена скорее со стороны общества, чем государства — то есть, речь не о выплатах, а, например, о социальных услугах и помощи от благотворительных организаций и общественных объединений.

— В Беларуси было ощущение, что все от тебя все время чего-то требуют, — вспоминает многодетная мама. — К 1 сентября приходит комиссия с проверкой жилищных условий: а есть ли письменный стол, а что у вас в холодильнике? Иногда спрашивают про доходы. И это от каждого класса, от каждой группы детского сада. Для меня был стресс приход этих мини-толп, которые составляют свои списки и отчеты, и из этого создается образ: благополучная у тебя семья или нет.

Помощь? О чем вы, какая помощь. Просто тотальный контроль. Я считаю, это дискриминация многодетных, когда ты себя чувствуешь в унизительном положении. Причем в 90% случаев эти проверки приходят не в семьи с одним или двумя детьми, а именно в многодетные. Как будто изначально подразумевается, что многодетные — это неблагополучные семьи.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(18)