Беседка
Алина Распопова, «Газета.Ру»

«Когда еще подрифтуешь на танке по Питеру!» (фото, видео)

Сколько спорткаров разбивают во время съемок фильмов о Джеймсе Бонде и зачем ими стреляют из пневмопушки, как правильно гонять по набережной Тибра в Риме и почему не всем актерам разрешают выполнять сложные трюки самостоятельно – обо всем этом в интервью «Газете.Ru» рассказал русский каскадер Мартин Иванов, который много лет дублирует Дэниела Крейга, Мэтта Деймона и других известных голливудских звезд во время самых эффектных автомобильных погонь.

Простой русский парень Мартин Иванов на полной скорости ворвался в первый эшелон голливудских каскадеров после съемок известного фильма «Превосходство Борна», которые проходили в Москве в 2005 году. Когда задействованные профессионалы отказались выполнять рискованный трюк с автомобилем «Волга», сидящий в запасных Иванов взял дело в свои руки и блестяще справился с задачей.

С тех пор он успел поработать в фильмах о Джеймсе Бонде, «Мстители», «Миссия невыполнима», «Неудержимые-З», стать любимым дублером Мэтта Деймона и несколько раз быть номинированным на престижные награды. После успешного выхода очередной серии бондианы под названием «Спектр» Иванов отправился на съемки пятого фильма о Борне в Лас-Вегас. О том, как снимаются трюки в самых кассовых голливудских кинокартинах, каскадер рассказал в интервью «Газете.Ru».

— Мартин, как долго вы работаете со съемочной командой франшизы о Джеймсе Бонде?

— С «Кванта милосердия». В том фильме я дублировал Дэниела Крейга во время погони в Италии. Начали мы у озера Гарда, а продолжили в очень известном Мраморном карьере в городе Каррара.

— Всегда интересно узнать, что происходит за кадром. Какие были сложности? Наверняка во время работы в карьере мешала пыль?

— Не то слово! После каждого дубля пыль прибивали к земле поливалками. Но потом она превращалась в скользкую грязь под колесами. А там никаких ограждений, конечно, нет. Так что было достаточно опасно.

— Дальше был фильм «Координаты «Скайфолл»...

— Да. Съемки проводились в Стамбуле на Гранд-базаре. Но в этом фильме в основном были мотоциклетные погони, и я работал фоновым водителем, то есть создавал трафик в кадре.

— Сам Крейг там смог погонять на мотоцикле или все делали каскадеры?

— Он поездил совсем чуть-чуть. На самом деле, у нас есть отдельная съемочная группа. Она работает отдельно, без актеров, и снимает все трюки. Потом на пару дней приезжают актеры и снимаются в нужных дублях.

Получается, что в среднем сцена погони снимается месяц, а потом два-три дня идут съемки с актерами. Что-то дополнительно снимается в павильоне на «хромаке» — например, нужные реакции персонажей, которые находятся в автомобилях.

— В самом свежем фильме «Спектр» классические автомобильные погони вернулись вновь.

— Да, в «Спектре» мы снимали две серьезные погони. Действие первой мы снимали в австрийских горах. Там мы провели почти полтора месяца: нужно было очень хорошо подготовиться. Были задействованы Range Rover, два Land Rover Defender и самолет, на котором их догонял Бонд. Сложности были в том, чтобы синхронизировать время движения летящего самолета и автомобилей, которые едут по серпантину.

— Все снималось вживую?

— Машины, самолет — все настоящее. Конечно, применялись некоторые хитрости. Так, был момент, в котором самолет приземляется и дальше едет по дороге уже без крыльев, на одном двигателе. Чтобы все получилось, был построен отдельный самолет, который инженеры посадили на снегоход — с его помощью он и катался по снегу. Но самолет все равно передвигался гораздо медленнее автомобилей, был неповоротлив.

Еще одна сложность была в том, что автомобили в горах не могли так просто выезжать на склоны: они сразу же проваливались в снег. Пришлось нанимать рабочих, которые каждый вечер поливали трассу водой, чтобы поверхность могла выдержать вес автомобилей. На машины же мы установили специальные колеса с пятимиллиметровыми шипами. Конечно, кататься в таких условиях было очень весело!

— Затем действие переместилось в Рим...

— В римской погоне я дублировал не Крейга, а актера по имени Дейв Батиста, который снимался в роли одного из злодеев — мистера Хинкса. Он был огромного роста. Оказалось, что он бывший американский рестлер.

Чтобы сделать меня похожим на Батисту, для меня сшили специальный костюм, с мышцами, очень рельефный, а внутри него был поролон. На лицо мне надели маску, напоминающую лицо актера. В таком виде я и ездил в Jaguar C-X75.

В одной из сцен автомобили Бонда и Хинкса съезжали вниз к реке прямо по каменным ступеням. Для съемок ни автомобили, ни сами ступеньки мы никак не укрепляли, то есть просто сели и поехали. Ну разве что немного скруглили самые острые выступы, чтобы не пробить колеса. Этот эпизод мы сняли за шесть-семь дублей.

А дальше была самая интересная сцена: в ней мы мчались по набережной Тибра и объезжали лежащие на нашем пути обломки под углом 45 градусов. Я впервые так делал. Новые ощущения!

Мы ездили на скорости 120–130 км/ч. Главное во всем этом было делать все плавно — не ускоряться и не тормозить, чтобы машина не начала соскальзывать в воду.

— Сколько в среднем машин уничтожается в процессе съемок? Есть ли какой-то бюджет, лимит? Например, в «Спектре» мы утопим два Aston Martin, три Jaguar и так далее...

— Обязательного количества «убитых» автомобилей у нас, конечно, нет.

В среднем мы получаем шесть главных машин на каждый дубль. К примеру, один автомобиль задействован в проездах, второй съезжает по ступеням, на третий установлены камеры и так далее.

В «Спектре» машины практически не пострадали. У некоторых, правда, немного обгорели капоты и фары, поскольку Бонд стрелял по автомобилям из огнемета.

Римская погоня закончилась тем, что машина влетела в реку, но на самом деле в воде оказался голый кузов. Мы сняли с него все внутренности, включая мотор, и запустили в воду из пневмопушки. В «Кванте милосердия» побили много автомобилей, но этого требовал сценарий...

— А что происходит с машинами, которые участвовали в съемке? Может быть, их можно как-то приобрести?

— Тут не все так просто. К примеру, главных машин, задействованных в «Спектре», в продаже еще нет. Они были сделаны специально для фильма.

Тот же знаменитый Jaguar только снаружи выглядел как настоящий, в то время как серийный автомобиль только разрабатывался. Это должна быть гибридная модель с большим количеством электроники. У нас же был просто кузов с обычным двигателем.

Чаще всего после съемок автомобили либо сдают в музей машин Джеймса Бонда, либо возвращают на заводы.

— Давайте поговорим об актерах и трюках. Есть ли звезды, которые предпочитают некоторые трюки выполнять самостоятельно?

— На самом деле не все режиссеры разрешают им это делать. Ведь если, к примеру, кто-то из первого состава подвернет ногу, то не сможет сниматься в других сценах. Поэтому режиссеры стараются максимально использовать дублеров.

Каскадер в любом случае выполнит трюки лучше актера и сделает это гарантированно. Есть такие, как Том Круз, который старается делать сам. Но есть такие актеры, которые даже пробовать не хотят, потому что знают, что есть люди, которые сделают это профессионально.

— Как в таком случае вы относитесь к компьютерной графике в кино, сейчас ее используют практически везде.

— Во всех фильмах происходит по-разному. Фильмы о Джеймсе Бонде — настоящая классика, поэтому там и работают классические каскадеры и сами исполняют трюки. Все стараются работать вживую, и графика используется, только чтобы подчистить страховочные элементы или оказавшееся в кадре оборудование.

Есть фильмы, где требуется, чтобы вся картинка была в одном стиле. К примеру, «Мстители», в них используется много компьютерной графики. Когда я там работал, мне говорили: надо проехать на машине от одной точки до другой, а взрыв мы дорисуем. Потому что им все равно надо было дорисовывать летящего Железного человека, и удобнее было рисовать всех в комплекте.

В «Борне», напротив, все делается по-настоящему и максимально реалистично. Они вообще стараются использовать, можно сказать, документальный стиль.

— В настоящее время идет работа над пятой частью фильма про шпиона Борна. Расскажите, чего ждать зрителям?

— В сентябре я уже отработал месяц на съемках на Тенерифе, но там была совсем небольшая погоня. В декабре прошли репетиции в Лас-Вегасе, после чего в январе и феврале там же пройдут съемки. Будет действительно очень большая погоня!

Сейчас в фильме вновь появится Мэтт Деймон, который будет работать с режиссером первых частей фильма. Он очень радовался тому, что мы снова будем работать вместе.

Кроме того, на пятом «Борне» будет работать постановщик трюков, который работал на всех последних «Бондах». Он известен тем, что раньше был каскадером и, когда снимался «Золотой глаз» с Пирсом Броснаном в Санкт-Петербурге, ездил по городу на танке. Конечно, ему понравилось тогда: когда еще подрифтуешь на танке по Питеру!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)